Поиск в каталоге:
более 3 000 товаров для здоровья вашей семьи в нашем каталоге
В корзине пока пусто

Профилактика зубочелюстных аномалий у детей раннего возраста

17 Мая
Жанна МАКАЛОВИЧ, врач-стоматолог-ортодонт 3-й детской городской клинической поликлиники г. Минска

Все мы хотим, чтобы наш ребенок был самым красивым и обаятельным, и для каждой мамы ее малыш таким и является. Но следует помнить, что оценивают нас не только наши мамы! Красота человека обеспечивается правильным развитием всех органов и систем. Основным параметром нормального развития зубочелюстной системы в настоящее время является вид смыкания зубов – прикус.

Наиболее часто встречающийся и обеспечивающий оптимальное выполнение функции – ортогнатический прикус, при котором верхние зубы слегка перекрывают нижние, принят в настоящее время за норму. К сожалению, патология прикуса в настоящее время встречается достаточно часто. Так, по данным разных исследователей, частота зубочелюстных аномалий у детей колеблется от 35 до 80 %. Следует отметить, что в большинстве случаев патологии можно было бы избежать с помощью профилактических мер, принимаемых с первых дней жизни малыша.

Именно поэтому мы и поговорим о прикусе, его формировании и, самое главное, о тех мерах, которые помогут нам избежать патологии зубочелюстной области.

Начнем по порядку. Выделяют пять основных периодов формирования прикуса, неправильное течение каждого из которых грозит аномалиями зубочелюстной системы:

  • период новорожденности (от рождения ребенка до полугода);
  • период формирующегося временного прикуса (от 6 месяцев до 3 лет), в течение которого происходит прорезывание всех временных зубов;
  • период сформированного временного прикуса (от 3 до 6 лет), в течение этого периода происходит рост челюстей, подготовка к прорезыванию постоянных зубов;
  • период смешанного прикуса (от 6 до 12 лет), который характеризуется активным ростом челюстей и прорезыванием постоянных зубов;
  • период формирующегося постоянного прикуса (от 12 до15 лет), в течение которого все молочные зубы сменяются постоянными.

Нарушения роста челюстей или прорезывания зубов могут привести к разнообразным аномалиям - ок. Например, отсутствию резцов, клыков или премоляров, скученности в области резцов (если рост челюсти замедлялся, а зубы прорезывались крупные) или наоборот – формированию промежутков или диастемы; отклонению от нормального расположения или повороту отдельных зубов на верхней либо нижней челюсти; значительному перекрытию резцами одной челюсти (верхней или нижней) другой; формированию открытого прикуса, при котором резцы не смыкаются вовсе.

Причины этих нарушений разнообразны, и все они делятся на эндогенные (внутренние) и экзогенные (внешние) факторы. К эндогенным факторам относят химические и физические воздействия на плод при внутриутробном развитии, а также генетические и эндокринные нарушения.

Экзогенные факторы оказывают влияние на разных этапах формирования прикуса. Они могут быть общими и местными. К экзогенным факторам необходимо отнести следующие:

  • механические (травма, ушиб беременной женщины, тесная одежда будущей матери, неправильное предлежание плода);
  • химические (алкоголизм и курение будущих родителей или профессиональные вредности – работа с лаками, красками, химическими реактивами);
  • биологические (перенесенные беременной женщиной заболевания, особенно опасны для плода возбудители туберкулеза, сифилиса, возбудитель коревой краснухи, эпидемического паротита, некоторые формы гриппа, токсоплазмоз);
  • психические (неблагоприятное влияние на развитие ребенка оказывают стрессовые ситуации у матери в первом триместре беременности);
  • радиационные факторы (рентгеновское облучение или пребывание беременной в районах с повышенным уровнем радиации).

Выделяя местные причины возникновения зубочелюстных аномалий, особое внимание следует уделить вопросам вскармливания ребенка. Естественное вскармливание – наиболее физиологично и полезно для ребенка. При естественном вскармливании в результате акта сосания происходит активный рост нижней челюсти. При сосании нижняя челюсть изменяет положение в передне-заднем направлении за счет сокращения мышц. Мышцы, сухожилиями вплетаясь в надкостницу, передают давление костным балкам и кровеносным сосудам, питающим их. В результате зоны роста получают импульс с достаточным питанием кровеносных сосудов – так происходит физиологический процесс роста. В период вскармливания язык ребенка, придавливая сосок груди матери к небу, оказывает давление и обеспечивает рост и увеличение в объеме верхней челюсти. При отсутствии у матери молока применяют искусственное вскармливание, которое, при неправильной его организации, способствует появлению аномалий челюстно-лицевой области. При искусственном вскармливании допускаются три основные ошибки: большое отверстие в соске, неправильная форма соски и неправильное положение головы ребенка. Использование жесткой и длинной соски может вызвать травму слизистой полости рта, а применение мягкой соски с большим отверстием на конце приводит к дистальной окклюзии (патология прикуса, при которой нижняя челюсть значительно меньше верхней). Происходит это из-за того, что при кормлении с помощью такой соски, время кормления сокращается до 5-6 мин, а сосательные движения вялые, неравномерные по амплитуде, замедленные, тонус собственно жевательных мышц значительно ниже, нарушено миодинамическое равновесие между  жевательными мышцами и мышцами языка. 

Положение головы также имеет большое значение для развития зубочелюстной системы. Нередко она располагается неправильно – запрокинута. Это задерживает рост нижней челюсти и приводит к формированию дистальной окклюзии.

При правильном искусственном вскармливании соска на бутылочке должна имитировать по форме сосок груди матери, быть эластичной, упругой, иметь маленькое отверстие. Оптимальное время для высасывания порции еды из бутылочки емкостью 200 мл – не менее 15 минут. Меньшая продолжительность "гимнастики" во время сосания приводит к недоразвитию нижней челюсти. При кормлении нужно держать ребенка под углом, как при грудном вскармливании. Бутылочку располагают также под углом, контролируя, чтобы она не давила на челюсти малыша.

Следует помнить, что удовлетворение рефлекса сосания в первый год жизни ребенка достигается во время кормления. Но так случается не всегда, и с целью реализации этого рефлекса малыш тянет в рот все то, что имеется рядом совсем не подходит для правильного сосания, – пальцы, уголок одеяла, воротничок кофточки. Все это является вредными оральными привычками и приводит к аномалиям прикуса. Поэтому удовлетворение сосательного рефлекса между приемами пищи (если это необходимо, т.е. если процесс кормления не вызвал удовлетворения сосательного рефлекса и ребенок ведет себя неспокойно) должно быть достигнуто с помощью пустышки. Рекомендуемое время использования пустышки – не более 15–20 минут после еды. Пустышку дают также на период засыпания ребенка. Во время сна и бодрствования использование пустышки не рекомендуется. Максимальное время ее использования должно составлять не более 6 часов в сутки.

О том, какая форма соски-пустышки предпочтительней, производители и разработчики спорят уже не первое десятилетие. Так проведенные исследования в 50-х годах прошлого века А. Мюллера и В. Бальтерса привели к созданию ортодонтической формы соски-пустышки. В последующем Ашер и Райхенбах показали, что применение такой формы способствует процессам естественной саморегуляции в растущем организме. Они рекомендовали ее как эффективное профилактическое средство и предлагали использовать в молочном прикусе для превентивного лечения уже возникших нарушений прикуса.

Недавно проведенные клинические исследования, а также анализ результатов исследования диагностических моделей челюстей у детей при естественном и искусственном вскармливании с использованием ортодонтической соски Арсениной О.И. («ЦНИИ Стоматологии и ЧЛХ Росмедтехнологий») показали, что использование ортодонтической соски обеспечивает более физиологичный акт сосания, по сравнению с круглой соской. Применение ортодонтической соски позволяет приблизить функциональную активность мышц челюстно-лицевой области ребенка к их функции при естественном акте сосания, что способствует формированию правильного зубочелюстного комплекса и является одним из профилактических факторов предупреждения зубочелюстной патологии в процессе роста и развития ребенка. Это позволяет рекомендовать использование ортодонтических сосок при кормлении детей, а для удовлетворения сосательного рефлекса в промежутках между приемами пищи – ортодонтических пустышек.

В комплексе профилактики зубочелюстных аномалий у детей раннего периода большое влияние уделяют правильному дыханию. Необходимо настойчиво приучать ребенка дышать носом, при преобладании дыхания через рот рекомендуют консультацию отоларинголога.

Неправильное положение ребенка во время сна может приводить к нарушению формирования челюстей (нормальная поза во время сна – на спине или на боку с закрытым ртом). Вредно спать с запрокинутой головой или положив под щеку руку или кулачок.

Важную роль в формировании зубочелюстной системы играет также контроль и профилактика вредных привычек. Чем раньше родители позаботятся о красивой улыбке своего ребенка, тем быстрее и легче он сможет ее обрести. На первую консультацию к врачу-ортодонту необходимо привести ребенка в возрасте 2,5–3 лет, когда сформировался молочный прикус. Это особенно важно, если у ребенка отмечены вредные привычки и если малыш не отказался от соски или бутылочки с соской до двух и более лет. К сожалению, родители не уделяют должного внимания вредным привычкам детей, среди которых наиболее распространенными являются закусывание губ, щек, прокладывание языка между зубами, а также дисфункциям дыхания (ротовое, а не носовое дыхание), глотания и речи, которые приводят к нарушениям развития зубочелюстной системы. С целью профилактики сосания губ, щек, языка используют специальные ортодонтические аппараты.

С полутора лет жизни ребенка необходимо включать в рацион питания жесткую пищу, которая является стимулирующим фактором для развития челюстей.При наличии аномалий прикрепления уздечек языка с целью профилактики нарушения речи проводится пластика уздечки языка. Большое значение в профилактике зубочелюстных аномалий имеет формирование навыков по гигиене полости рта.

Помните, заболевание всегда лучше предупредить, чем лечить!

← Возврат к списку